Система питания двигателя Д-240 — схема и устройство. Глушитель трактора МТЗ 82

Система питания двигателя Д 240 состоит из фильтров тонкой и грубой очистки топлива, форсунок, топливного бака, топливного насоса высокого давления, воздухопроводов и топливопроводов.

Принцип работы

Благодаря создаваемому в цилиндрах двигателя разрежения, воздух всасывается из атмосферы и подается в воздушный фильтр, где проходит трехступенчатую очистку. Далее отфильтрованный воздух поступает в цилиндры двигателя по впускному коллектору и каналам в головке блока.

Дизельное топливо подается в цилиндры в точно отмеренных дозах (в зависимости от нагрузки на двигатель), в четко определенные моменты времени и впрыскивается под большим давлением, мелко распыляясь в среде горячего и сжатого воздуха. Топливо заливается через горловину топливного бака, проходя через сетчатый фильтр. Затем топливо самотеком протекает по топливопроводу в фильтр грубой очистки, в котором проходит очистку от крупных элементов механических примесей. После этого, грубо очищенное топливо подается в подкачивающий насос, установленный на тнвд и приводимый в движение кулачковым валиком. На корпусе топливоподкачивающего насоса имеется ручной насос, необходимый для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха. Далее топливо подается в топливный насос, нагнетающий топливо под высоким давлением в форсунки. Форсунка осуществляет впрыск топлива в камеру сгорания в определенные моменты времени. Образовавшиеся продукты сгорания выводятся из цилиндров по выпускному коллектору, проходя через глушитель с дальнейшим выбросом в атмосферу.

Система питания МТЗ 82

Схема системы питания Д 240: 1 — глушитель; 2 — топливный бак; 3 — фильтр грубой очистки топлива; 4 — подкачивающий насос;5 — топливный насос; 6 — регулятор; 7 — фильтр тонкой очистки топлива; 8 — воздухоочиститель; 9 — впускной коллектор; 10 — электрофакельный подогреватель; 11 — сливной трубопровод; 12 — форсунка; 13 — камера сгорания; 14 — выпускной коллектор.

Фильтр воздушный трактора МТЗ 82

Воздухоочиститель служит для очистки поступающего в двигатель воздуха. Всасываемый воздух подвергается тройной степени очистки: сухая центробежная, инерционная и масляно-контактная. Первая ступень — очистка воздуха от крупных частиц в инерционном фильтрующем сегменте грубой очистки, размещенный в центральной трубе «воздухана». Засасываемый воздух проходит через сетку и проходя между лопастями завихрителя создает вращательное движение. Под влиянием центробежных сил, частицы пыли оседают на стенке колпака и удаляются через щели в его верхней части. Вторая ступень — очистка воздуха путем ударения воздуха о масло в чашке. При резкой смене направления движения воздуха, он теряет частицы пыли и они оседают в масле. Третья ступень — очистка воздуха путем прохода через фильтры из капроновой путанки. Нижняя часть воздушного фильтра закрыта поддоном и служит емкостью для масла.

Впускной коллектор состоит из трех частей: переходной патрубок, коллектор и воздухоподводящая труба, соединенные между собой болтами. В переходном патрубке имеется устройство для аварийной остановки двигателя. Заслонка данного механизма управляется дистанционном. На впускном коллекторе смонтирован электрофакельный подогреватель, служащий для нагрева воздуха перед запуском двигателя в холодное время года.

Выпускной коллектор представляет собой чугунную отливку с тремя фланцевыми патрубками, присоединяющихся к выпускным каналам головки блока цилиндров. В месте соединения привалочной плоскости головки и фланцем помещается железоасбестовая прокладка. Коллектор крепится к головке блока цилиндров при помощи шпилек и гаек. На другом конце коллектора устанавливается переходник на который, в свою очередь, монтируется при помощи хомутов глушитель.

Глушитель трактора МТЗ 82

Глушитель необходим для снижения уровня шума, образующегося при выводе отработавших газов и гашения захваченных ими искр. Во внутренней части корпуса глушителя имеется перфорированная труба, соединяющаяся с корпусом разделительными перегородками, образующие три резонансные камеры. В перфорированной трубе смонтирован направляющий аппарат (завихритель), изготовленный в форме поперечных перегородок с лопастями. Отработавшие газы, проходя между лопастями завихрителя, создают вращательное движение. Под влиянием центробежных сил, искры прижимаются к перфорированной трубе и отводятся в камеры, а газы выводятся в атмосферу.

Топливоподкачивающий насос

Подкачивающий насос необходим для преодоления гидравлического сопротивления топливных фильтров и создания равномерной подачи топлива к топливному насосу высокого давления. В корпусе насоса, изготовленном из чугуна, находится поршень, приводимый в движение толкателем. При помощи пружины толкатель прижимается к эксцентрику кулачкового вала. Стержень толкателя движется во втулке, вкрученной в корпус насоса. Втулка и стержень образуют прецизионную пару, являющаяся рабочим органом подкачивающего насоса.

Подкачивающий насос

Схема подкачивающего насоса: 1 — насос ручной подкачки; 2 — пружина впускного клапана; 3 — впускной клапан; 4 — толкатель; 5 — стержень толкателя; 6 — направляющая втулка; 7 — поршень; 8 — пружина толкателя; 9 — корпус; 10 — нагнетательный клапан; 11 — фугорка.

Топливный фильтр грубой очистки

Фильтр состоит из корпуса, успокоителя, стакана, фильтрующего элемента и распределителя. Фильтрующий элемент выполнен в виде латунной сетки и отражателя, установленные на втулке. Топливо поступает по штуцеру к фильтру, наполняя кольцевую полость в корпусе, а после, сквозь отверстия распределителя подается во внутреннюю полость стакана. Некоторая часть топлива под влиянием разрежения резко меняет направление движения, проходя через сетчатый элемент, а другая часть топлива продолжает инерционное движение вниз вдоль стенок стакана. Капли воды и инородные примеси, сохраняют прямолинейное движение, в виду своей плотности, и движутся вниз вместе с топливом. Минуя кольцевой зазор между стаканом и успокоителем, частицы мусора остаются в зоне отстоя.

Техническое обслуживание фильтра грубой очистки топлива состоит в сливе отстоя и промывании его компонентов. Отстой сливается через каждые 120 часов работы, путем отворачивания резьбовой пробки находящаяся в нижней части стакана. После каждых 960 часов работы необходимо промывать фильтр грубой очистки. Для этого следует закрыть краник топливного бака, открутить болты и демонтировать нажимное кольцо и стакан; выкрутить фильтрующий элемент и снять распределитель; промыть распределитель, фильтрующий элемент и внутреннюю область стакана в солярке или керосине и установить их обратно.

Топливный фильтр МТЗ 82 тонкой очистки

Фильтр тонкой очистки топлива состоит из крышки с вентилем, корпуса, уплотнителя и фильтрующего элемента. Проходя через шторки бумажного фильтра, топливо практически полностью очищается от воды и механических примесей. Очищенное топливо из корпуса фильтра подается к топливному насосу. Отстой из фильтра сливается через отверстие закрываемое пробкой, находящееся в нижней части корпуса. При помощи вентиля удаляется воздух из системы подачи топлива и фильтра.

Техническое обслуживание фильтра тонкой очистки также заключается в сливе отстоя, промывке внутренних частей и замене фильтрующего элемента. Каждые 240 часов эксплуатации следует сливать топливный отстой из фильтра путем отворачивания пробки. Срок эксплуатации фильтрующего элемента зависит от качества используемого топлива. Фильтрующий элемент заменяется при переходе на зимний сезон, но не реже 1500 часов эксплуатации. Для замены фильтрующего элемента необходимо закрыть краник топливного бака; слить топливо из фильтра; открутить гайки фиксирующие крышку и снять ее; промыть внутреннюю полость фильтра и крышку; соберите фильтр в обратном порядке.

Топливные фильтры МТЗ 82

Топливные фильтры: а — фильтр грубой очистки топлива: 1 — болт; 2 — штуцер; 3 — пробка выпуска воздуха; 4 — корпус фильтра; 5 — распределитель; 6 — прокладка; 7 — нажимное кольцо; 8 — фильтрующий элемент; 9 — стакан; 10 — успокоитель; 11 — пробка слива отстоя; б — фильтр тонкой очистки топлива; 1 — шпилька крепления крышки фильтра; 2 — крышка; 3 — вентиль с трубкой отвода топлива; 4 — фильтрующий элемент; 5 — прокладка; 6 — корпус; 7 — пробка слива отстоя.