Реле регулятор РР 362 Б1 и его схема. Подключение

Реле-регулятор РР 362 Б функционирует одновременно с аккумулятором и генератором переменного тока. Основное его назначение — это поддержание в электрической сети напряжения в определенном диапазоне и защита регулирующего органа регулятора-транзистора в аварийном режиме от теплового разрушения. Данное устройство установлено на корпусе гидроусилителя руля.

Устройство

Реле-регулятор состоит из трех главных обмоточных компонентов: реле защиты, регулятора напряжения и винт сезонного регулирования напряжения генератора.

Регулятор напряжения в автоматическом режиме поддерживает напряжение генератора в необходимом диапазоне, что необходимо для стабильной работы потребителей электрической энергии тока.

Прибор работает следующим образом. Если частота вращения коленчатого вала двигателя меньше номинальной, то напряжение в генераторе слабее требуемого уровня, то есть ниже регулируемого.

Ток в обмотке РН0 еще слаб, а электромагнитной силы, образуемой обмоткой еще не достаточно для того, чтобы преодолеть усилие противодействующей пружины, притянуть якорь и замкнуть контакты. Таким образом, в данном случае нижние контакты РН1 разъединены. При этом транзистор Т открыт, так как на его базу поступает отрицательный по отношению к эмиттеру потенциал и через переход эмиттер — база проходит ток контроля транзистором (ток базы), силу которого характеризует сопротивление R2. Сопротивление перехода эмиттер-коллектор открытого транзистора слабо, и при обмотке возбуждения генератора протекает ток возбуждения. Следовательно, ни что не блокирует возбуждение генератора и его выходу на стабильный режим работы.

Реле-регулятор РР 362Б

Реле-регулятор РР 362 Б: а — вид релейного блока снизу; б — общий вид; 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — регулятор напряжения; 4 — нижние контакты РН1 регулятора напряжения; 5 — верхние контакты РН2 регулятора напряжения; 6 — реле зашиты; 7 — контакты реле защиты; 8 — диод гасящего контура Д2; 9 — теплоотвод транзистора; 10 — транзистор; 11 — диод обратной связи Д1; 12 — клемма В; 13 — клемма Ш; 14 — ускоряющее сопротивление; 15 — клемма М; 16 — винт сезонной регулировки напряжения; 17 — сопротивление R6 сезонной регулировки напряжения; 18 — термокомпенсационное сопротивление R5; 19 — добавочное сопротивление R4; 20 — сопротивление в цепи базы транзистора.

В том случае, когда во время работы двигателя напряжение генератора увеличивается и достигает максимального заданного диапазона, возникает необходимости регулировки — уменьшения напряжения. Это протекает следующим образом. Вместе с увеличением напряжения повышается ток в обмотке РН0 регулятора, возрастает образуемое ею электромагнитное усилие, стремящиеся преодолеть усилие противодействующей пружины, притягивает якорь и замыкает контакты регулятора. В этом случае, на базу транзистора Т через замкнутые контакты РН1 поступает положительный потенциал, а потенциал эмиттера будет меньше потенциала базы на величину падения напряжения на зажимах запирающего диода Д1, обусловленного прохождением тока через данный диод, транзистор блокируется, и в цепь обмотки возбуждения генератора включаются сопротивления R3 и R4, в следствии чего снижается сила тока возбуждения и снижается напряжение генератора. Снижение напряжения генератора снова провоцирует разрывание контактов регулятора, транзистор открывается и процесс регулирования возобновляется.

Схема реле-регулятора РР 362 Б

Схема реле-регулятора РР 362 Б: Т — транзистор; Э — эмиттер; К — коллектор; Б — база; РН0 — обмотка регулятора напряжения; РН1 и РН2 — контакты регулятора напряжения; Р30 — обмотка реле защиты; РЗ — контакты реле защиты; Д1 — диод обратной связи; Д2 — диод гасящего контура; ППР— переключатель сезонной регулировки напряжения (3 — зима, Л— лето); R1 — сопротивление обратной связи (240 Ом); R2 — сопротивление в цепи базы транзистора (42 Ом); R3 — сопротивление ускоряющее (45 Ом); R4 — сопротивление добавочное (62 Ом); Д5 — сопротивление тtрмокомпенсационное (12,5 Ом); R6 — сопротивление сезонной регулировки напряжения (51 Ом); В, Ш— зажимы реле-регулятора.

Таким образом, регулятор напряжения является автоматически действующим вибрационным прибором, который в зависимости от частоты вращения ротора генератора и нагрузки автоматически варьирует соотношение промежутков времени открытого и закрытого состояния транзистора. Так как частота вибраций контактов довольно высокая (20-30 Гц), данные колебания напряжения не сказываются на работе потребителей и уровень напряжения тока считается практически постоянным.

Реле защиты срабатывает во время короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора и таким образом защищает транзистор Т реле-регулятора РР 362 Б от перегрузки аварийным током, который может пробить транзистор или окончательно сделать его непригодным.

Во время нормальной работы реле-регулятора верхняя пара контактов РН2 регулятора напряжения находится в разомкнутом состоянии, потому что зазор между контактами превышает амплитуда колебаний якорька регулятора напряжения во время его работы, отсюда обмотка РЗ0 реле защиты обесточена и его контакты РЗ разомкнуты.

При аварийной ситуации, когда имеется замыкание в цепи обмотки возбуждения генератора на массу, сила тока в ней моментально падает и напряжение на выходе генератора снижается. Одновременно с этим верхняя пара контактов РН2 замыкается, на обмотку реле защиты подается ток и контакты реле защиты замыкаются. На базу транзистора поступает положительный потенциал, а потенциал базы становится выше потенциала эмиттера, транзистор блокируется и, по логике, происходит прерывание тока короткого замыкания в цепи транзистора, защищая его от выхода из строя. Транзистор блокируется до тех пор, пока причина аварийной ситуации не будет устранена или выключатель массы будет выключен. Реле-регулятор РР 362 Б будет готовым к работе как только будет устранено короткое замыкание.

Переключатель сезонной регулировки ППР используется для изменения регулируемого напряжения в диапазоне 0,8-1,2 В, в зависимости от времени года.

В его устройство входит сопротивление и контактное устройство. Сопротивление одним выходом подсоединено к обмотке РН0 напряжения, а вторым — при помощи изолированной колодки к контактному диску оснащенному регулировочным винтом. Вкручивая до упора регулировочный винт (положение «зима») или выкручивая его («лето»), соединяют данным образом главную обмотку РН0 с корпусом реле-регулятора напрямую или через дополнительное сопротивление R6 и таким образом происходит регулировка напряжения относительно сезона эксплуатации трактора.

Техническое обслуживание реле-регулятора РР362Б

При температуре окружающего воздуха около 5º C, винт сезонной регулировки переводят в режим «лето» и оставляют его в данном положении для эксплуатации трактора МТЗ 82 в весенний, летний и осенний периоды. При отрицательной температуре воздуха, переключатель устанавливают в положение «зима».

Запрещается заводить двигатель при отключенном проводе, соединяющий положительные клеммы генератора и реле-регулятора, так как это может вызвать опасное для выпрямителя повышение напряжения. Нельзя соединять изолированные клеммы генератора и реле-регулятора с массой.

Рекомендуется раз в сезон проверять реле-регулятор на тракторе или стенде. Для проверки вам понадобятся: амперметр постоянного тока; вольтметр; тахометр; нагрузочный реостат на ток не ниже 25А. Проверка осуществляется при включенном аккумуляторе. Подсоедините вольтметр к клемме В реле-регулятора и «массе». Заведите двигатель. Установите номинальную частоту вращения и прогрейте его в течении 10-15 минут. После чего, включив фары, измерьте напряжение, которое должно составлять 13,2-14, В при установленном переключателе в положение «лето» и 14,0-15,2 В, когда переключатель находится в режиме «зима». Если измеренное напряжение не подходит под данные значения — необходимо отрегулировать реле-регулятор. Регулировка заключается в увеличении натяжения пружины регулятора РН и, наоборот, в ослаблении ее натяжении, когда необходимо его снизить. Во время регулировке рекомендуется использовать специальную вилку, в прорезь которой входит угольник крепления пружины или соответствующими плоскогубцами. Помните, что детали электромагнитных реле находятся под напряжением относительно корпуса реле-регулятора, поэтому случайное касание плоскогубцами к корпусу вызовет короткое замыкание, которое может повредить реле-регулятор.