Остов и передний мост трактора МТЗ 82

Ходовая часть выполняет роль опоры трактора и, объединяет комплексную группу сборочных деталей и узлов, образую при этом тележку, при помощи которой трактор имеет возможность передвигаться. Ходовая часть трактора состоит из переднего моста, остова, передних и задних колес.

В качестве основания на тракторе МТЗ 82 используется полурамный остов, объединяющий все основные несущие сборочные компоненты трактора в единое целое. Остов состоит из корпуса сцепления, полурамы, заднего моста и коробки передач, соединенных друг с другом установочными болтами и штифтами.

Полурама отлита из стального бруса и двух лонжеронов (правого и левого), выполненных из листового металлопроката. Для соединения корпуса сцепления с полурамой используются кронштейны, приваренные к задней части лонжеронов.

Передний брус, соединенный с лонжеронами болтами, используется для установки большого ряда деталей и сборочных единиц: масляного и водяного радиатора, передней опоры двигателя, корпуса гидроусилителя рулевого управления и жалюзи двигателя. Ось качания переднего моста устанавливается в стальную втулку, запрессованную в отверстие проушины бруса.

За остовом необходимо внимательно и регулярно следить, в том числе за соединением бруса с лонжеронами, лонжеронов с корзиной сцепления и общим состоянием крепежным соединением.

Передний мост трактора МТЗ 82

Для опоры передней части трактора используется передний мост, обеспечивающий (наряду с рулевым механизмом) направленное движение передних колес и, собственно, всего агрегата.

Основными частями переднего моста являются: литая стальная балка, рулевая трапеция и поворотная цапфа передних колес.

Остов трактора соединяется шарнирно с балкой моста, входящая в проем между проушинами бруса полурамы и соединяется с ним при помощи оси качения. Данное шарнирное соединение обеспечивает качение балке моста относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10º), что дает возможность адаптироваться передним колесам к неровностям грунта и смягчать их воздействие на остов. При помощи штифтов оси качания стопорятся от осевых перемещений и проворачиваний.

Выдвижные кулаки выглядят в виде полых труб с приваренными к ним креплениями. Трубы вставляются в расточки балки моста и затягиваются двумя болтами клеммового зажима. В каждой трубе предусмотрено по шесть отверстий расположенных на расстоянии 50 мм друг от друга, в которые входит штифт, определяющий размер колеи передних колес.

Устройство переднего моста: 1 — болт; 2 — клеммовые болты; 3 — стопорный штифт; 4 — выдвижная труба: 5,19,22 и 24 — гайки; 6 и 13 — втулки поворотной цапфы; 7 и 8 — кронштейны; 9 — вал поворотной цапфы; 10 — пружина подвески; 11 — упорный подшипник; 12 — опорная шайба; 14 — тарельчатая пружина; 15 — полуось; 16 — защитный козырек; 17 — обод; 18 — диск; 20 — ступица; 21 — колпак; 23 — масленка ступицы; 25 — шаровой палец; 26 — чехол; 27 и 28 — вкладыши: 29 — резьбовая пробка; 30 — втулка: 31 — брус полурамы; 32 — балка моста: 33 — ось качания

Цапфа МТЗ 82

Поворотная цапфа состоит из полуоси колеса и шкворня (вала). Вал вмонтирован в отверстие полуоси и приварен к ней с нижней части. Поворачивается вал при помощи двух втулок — нижней и верхней, установленных в кронштейне выдвижного кулака. Верхняя втулка вмонтирована в кронштейне, а нижняя установлена в его отверстие и крепится к нему при помощи двух болтов.

Для более плавного хода трактора, балка переднего моста оснащена двумя цилиндрическими пружинами, установленные в кронштейнах выдвижных кулаков. Нагрузка от остова трактора через пружину и кронштейн передается на упорный шариковый подшипник, передающий через шайбу собственную нагрузку валу поворотной цапфы и переднему колесу. Во время сборки пружина подвески предварительно сжимается и фиксируется гайкой поворотного рычага.

Ступица переднего колеса трактора МТЗ 82

Конструкция ступица переднего колеса представляет собой отливку из чугуна с фланцем и парной расточкой под установки подшипников. Фланец оснащен болтами для установки диска колеса. Ступица вращается на двух конических роликоподшипниках, внутренние обоймы которых смонтированы на полуоси, а внешние обоймы вмонтированы в расточки ступицы. Подшипники затягиваются гайкой, наворачиваемой на резьбовой конец полуоси. Между подшипником и гайкой установлена шайба с усом, который входит в паз полуоси, препятствующий вращению шайбы относительно полуоси и тем самым не допуская откручивание гайки.

Внешнюю часть ступицы закрывает штампованный колпак, а с внутренней стороны в расточке ступицы размещена самоподжимная манжета.

Регулировка подшипников ступиц передних колес

Подшипники ступиц передних колес необходимо регулировать каждые 960 часов эксплуатации. Однако, если в ходе работы выявляются осевые перемещения колес, то их следует немедленно устранять, так как это приведет к быстрому износу подшипников и шин.

Регулировка подшипников проводится в следующей последовательности:

1. при помощи домкрата приподнимите колесо, снимите колпак, расшплинтуйте и отпустите на одну прорезь (на 1/8 оборота) гайку. Толкните колесо и проверьте рукой насколько свободно оно вращается. Если колесо вращается туго, то необходимо выявить и устранить причины этого (поломка подшипников, заедание манжеты);
2. затяните гайку так, чтоб колесо можно было повернуть с трудом. Во время затягивания гайки проворачивайте колесо для того, чтобы ролики в подшипниках приняли правильное положение;
3. отверните гайку так, чтобы ближайшая метка на ней совпадала с отверстием для шплинта на полуоси. С силой проверните колесо — оно должно свободно вращаться. Если колесо вращается туго — отпустите гайку еще на одну прорезь.

После регулировки зашплинтуйте гайку и установите колпак. Корректную регулировку подшипников окончательно проверяют по степени нагрева ступиц колес во время работы. Если после 8-10 км ощущается серьезный нагрев — это значит, что подшипники сильно затянуты и гайку следует отпустить на одну прорезь. Допускается малый нагрев ступицы после монтажа новых манжет или подшипников.