КШМ двигателя Д-240. Маховик, коленвал и поршневая трактора МТЗ-82

Основными деталями кривошипно-шатунного механизма (КШМ) дизеля Д-240 являются: коленвал, поршневая группа, поршневые кольца и пальцы, шатуны, маховик, шатунные и коренные вкладыши подшипников.

Коленвал

Коленчатый вал трактора МТЗ-82 изготовлен из стали и подвергнут закалке поверхности токами высокой частоты. Вал имеет четыре шатунные и пять коренных шеек и оснащен съемными противовесами, установленные на первой, четвертой, пятой и восьмой шейки. Благодаря противовесам снижается износ коренных подшипников и уменьшается воздействие центробежных сил от неуравновешенных масс кривошипов. Шатунные шейки имеют полости закрытые заглушками, внутри которых происходит очистка масла, поступающее от коренных шеек по наклонным каналам в щеках.

Размеры шеек коленвала (размерная группа)

Размеры шеек коленвала

На переднем конце коленвала смонтированы: шестерня привода масляного насоса; шестерни привода шестерен распределения; шкив клиноременного привода вентилятора, водяного насоса и генератора. На заднем фланце установлен маховик с зубчатым венцом. От осевого перемещения коленчатый вал ограничивается благодаря упорным полукольцам изготовленные из алюминиевого сплава. Упорные полукольца блокируются от проворачивания выступами, вставленные в фрезерованные канавки в крышке подшипника.

Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм: 1 — болт маховика; 2 — болт сцепления; 3 — маховик; 4 — венец маховика; 5 — маслосъемные кольца; 6 — компрессионные кольца; 7 — поршень; 8 — втулка головки шатуна; 9 — поршневой палец; 10 — стопорное кольцо; 11 — вкладыш коренного подшипника; 12 — упорное полукольцо; 13 — вкладыш шатунного подшипника; 14 — коленчатый вал; 15 — противовес; 16 — крышка шатуна; 17 — шатунный болт; 18 — шатун; 19 — болт коленчатого вала; 20 — шкив; 21 — шестерня привода масляного насоса; 22 — шестерня.

Шатун

Штампованные шатуны д-240 двутаврового сечения изготовленные из стали, в верхнюю головку которого запрессована биметаллическая втулка. Во втулке и верхней части шатуна предусмотрены специальные отверстия для смазки поршневого пальца. Нижняя головка разъемная и расточена для монтажа шатунных вкладышей. От осевого смещения вкладыши фиксируются выштампованными усиками, вставляемые в фрезерованные прорези в расточках крышки и шатуна. Крышка шатуна присоединяется к нему болтами.

Поршень двигателя Д-240

Поршневая группа для дизеля изготавливается из алюминиевого сплава. Боковая поверхность поршня имеет две канавки под маслосъемные и три под компрессионные кольца. Для отвода масла в канавках для установки колец просверлены отверстия. Камера сгорания в днище поршня имеет шатровую форму. В бобышках поршня расточены отверстия для установки поршневого пальца и канавки для стопорных колец.

Поршневые кольца изготавливаются из специального сплава чугуна. На каждом поршне устанавливается три компрессионных кольца и четыре маслосъемных скребкового типа.

Вкладыши шатунных и коренных подшипников сделаны из биметаллической сталеалюминиевой полосы. В верхних половинках коренных вкладышей имеются отверстия, совпадающие с маслоподводящими каналами блоке. Кроме того, в первой, третьей и пятой верхних половинках имеются отверстия для отвода масла от коренных подшипников к опорным шейкам распредвала.

Схема расположения поршневых колец на поршне

Схема расположения поршневых колец на поршне: 1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — компрессионные кольца; 3 — верхние маслосъемные кольца; 4 — нижние маслосъемные кольца; 5 — поршень.

Маховик двигателя Д-240

Маховик изготовлен из серого чугуна в форме массивного диска, крепящегося к фланцу коленвала шестью болтами и фиксируемый парой установочных штифтов. На маховик напрессован зубчатый венец, с которым входит в зацепление шестерня включения редуктора пускача, либо шестерня включения стартера. Для проверки и регулировки угла опережения впрыска топлива, на маховике имеется специальное отверстие (метка).