Колесный редуктор трактора МТЗ 82 и его регулировка

Колесный редуктор трактора МТЗ 82 применяется для увеличения крутящего момента, передающийся к колесам от главной передачи, а также для осуществления поворота ведущих и передних направляющих колес. Конструкция редуктора состоит из двух пар конических шестерен — нижней и верхней. Передаточное число нижней пары 4,83 (58:14), верхней — 1,27 (14:11). Общее передаточное число редуктора составляет 6,15.

Верхнюю пару образуют зубчатые венцы вертикального вала и полуоси, изготовленные как одно целое со шлицевыми хвостовиками. Полуось шлицевым концом связана с полуосевой шестерней дифференциала, а вертикальный вал соединен с ведущей шестерней нижней пары. Ведущая шестерня входит в зацепление с ведомой шестерней, которая смонтирована на шлицевой части фланца, выступающего в качестве ступицы переднего колеса.

Кожухи верхних конических пар (корпуса полуосей) имеют возможность перемещаться в рукавах переднего моста при помощи винтов, зацепляющихся с рейкой. Данная конструкция позволяет бесступенчато регулировать колею передних колес. От осевых перемещений и проворачивания в рукавах переднего моста, корпуса фиксируются клиньями.

Полуось находится в расточке корпуса на двух конических роликоподшипниках, вертикальный вал размещается на аналогичных подшипниках в расточке шкворневой трубы. Между внешними обоймами подшипников смонтировано распорное кольцо. Подшипники вертикального вала и полуоси удерживаются от осевых перемещений при помощи винтов, ввернутых в шкворневую трубу и корпус, соответственно.

Схема колесного редуктора трактора МТЗ 82

Схема колесного редуктора трактора МТЗ 82: 1 — стакан подшипника; 2 — крышка редуктора; 3 — ведомая шестерня; 4 — стакан уплотнения; 5 — уплотнительная набивка; 6 и 34 — регулировочные прокладки; 7 — стакан шкворневой трубы; 8 — вертикальный вал; 9 — крышка; 10, 28 и 31 — подшипники; 11 — распорное кольцо; 12 — гайка подшипников; 13 и 16 — манжеты; 14 — корпус верхней конической пары; 15 — полуось; 17 — обойма манжеты; 18 — уплотнительное кольцо; 19 — гильза шкворня; 20 — труба шкворня; 21 — штифт; 22 — отгибная шайба; 23 — пружина подвески; 24 — корпус редуктора; 25 — ведущая шестерня; 26 — крышка подшипника; 27 — опорная шайба; 29 — болт; 30 — регулировочные кольца; 32 — фланец диска; 33 — корпус манжеты.

Масляная ванная верхней пары отделяется от нижней части редуктора при помощи двух манжет.

При совершении трактором поворотов, рычаги, присоединенные к корпусам редукторов, поворачивают их нижнюю часть одновременно с колесами вокруг шкворневой трубы. Шкворневая трубы выполнена в виде трубы, к верхней части которой напрессован и приварен стакан. Цилиндрическая область стакана вставлена в расточку корпуса, а фланцевой частью стакан крепится болтами к корпусу. При помощи резинового кольца стакан уплотняется в расточке. Шкворень трубы сопрягается с гильзой, вмонтированной в корпус редуктора. Во внутренней части шкворневой трубы размещена витая цилиндрическая пружина подвески. Верхний торец пружины упирается в обойму манжеты вертикального вала, а нижний — в подшипник, смонтированный в корпусе редуктора. При разной величине нагрузки пружина либо сжимается, либо разжимается, а шкворневая труба перемещается вместе с подрессоренной частью переднего моста и вертикальным валом относительно ведущей шестерни и гильзы.

Вверх шкворневая труба имеет возможность перемещаться вплоть до упора бурта стакана уплотнения в бурт гильзы; перемещение вниз — до упора торца шкворневой трубы в корпус редуктора.

Ведущая шестерня нижней конической пары установлена в расточке корпуса на двух шарикоподшипниках. Ведомая шестерня смонтирована на шлицевой части фланца ступицы переднего колеса. Фланец вращается в цилиндрическом и паре конических подшипниках. Внешние обоймы конических подшипников вмонтированы в монтажный стакан, размещенный в крышке редуктора.

Техническое обслуживание колесного редуктора трактора МТЗ 82

Обслуживание редуктора состоит в контроле за уровнем масла и своевременной его замене; устранении обнаруженных неисправностей, проверке и подтяжке соединений. Зубчатые зацепления нижних и верхних конических пар и роликовые подшипники колесных редукторов во время эксплуатации нет необходимости регулировать. Их регулировка осуществляется только во время ремонта или замене деталей.

Уровень масла в корпусе верхней конической пары и редуктора должен находится у верхней кромки заливных отверстий, являющихся также контрольными. Масло сливается из корпуса редуктора через отверстие в нижней крышке, а из верхней конической пары — при помощи шприца. Для этого сначала шприц вставляется в заливное отверстие и откачивается часть масла, после чего демонтируется верхняя крышка и полностью удаляется масло через сверление в вертикальном валу.

В случае выявления существенного снижения уровня масла в верхней конической паре, следует выяснить причины утечки и тут же их устранить. Вытекание смазки из верхней конической пары по манжетам полуоси и вертикального вала не видно снаружи, поэтому масло может вытечь незаметно, что может стать причиной выхода из строя сборочной единицы.

Регулировка подшипников верхней конической пары

Осевой зазор в подшипниках полуоси и вертикального вала регулируется путем затяжки специальной гайки. Данная гайка затягивается до тугого вращения внешних обойм подшипников, при этом обоймы поворачивают так, чтобы ролики приняли правильное положение. Далее гайку откручивают так, чтобы внешние обоймы имели возможность свободно вращаться и осевой зазор не превышал 0,05 мм. По окончании регулировки гайку стопорят кернением.

Во время затяжки подшипников обратите внимание на то, чтобы распорное кольцо не выходило за границы внешних обойм подшипников и не блокировало последующую запрессовку подшипников.

Регулировка зацепления верхней конической пары

Боковой зазор в зацеплении зубчатых венцов полуоси и вертикального вала должен находится в диапазоне 0,2-0,55 мм и регулируется путем перемещения шкворневой трубы одновременно с вертикальным валом при помощи разрезных прокладок, смонтированных между корпусом и фланцами шкворневой трубы. Положение полуоси не регулируется.

Проверку зацепления осуществляют в таком порядке:

1. удалите смазку при помощи шприца, снимите крышку и закрепите на фланец корпуса индикатор;
2. проверните ведущую шестерню главной передачи и замерьте индикатором перемещение зуба полуоси при заблокированном вертикальном вале.

В случае отсутствия индикатора, боковой зазор можно замерить при помощи свинцовой пластины, вставленной между зубьями. При изменении толщины прокладок на 0,7 мм боковой зазор в зубьях изменяется приблизительно на 0,25 миллиметров. По окончанию регулировки бокового зазора проверьте пятно контакта в зубьях.

Регулировка подшипников ведомой шестерни нижней конической пары и колес проводится при помощи колец, смонтированных между внутренними обоймами подшипников. Кольца подбираются по толщине таким образом, чтобы после затягивании подшипников осевой зазор не превышал 0,05 мм и они могли свободно вращаться.

При корректной начальной регулировки и правильной эксплуатации трактора МТЗ 82, осевой зазор в подшипниках в диапазоне 0,2-0,4 мм появляется после 5000-6000 часов работы. Поэтому подшипники обычно регулируются только при проведении ремонта трактора. При выявлении увеличенного зазор его необходимо устранить. Для этого снимите колесо, слейте смазку из редуктора, отсоедините от корпуса крышку редуктора вместе с ведомой шестерней и подтяните до упора болты. Если болты поддаются затягиванию — значит причина увеличенного зазора в их ослаблении. Если после подтяжки болтов осевой зазор превышает 0,4 мм — уменьшите толщину регулировочных колец.

Регулировка зацепления шестерен нижней конической пары выполняется путем перемещения ведомой шестерни при помощи разрезных регулировочных прокладок, находящихся между крышкой редуктора и фланцами стакана подшипников. Положение ведущей шестерне не регулируется. Боковой зазор в зубьях новой пары шестерен должен составлять 0,25-0,64 мм.