Карданный вал трактора МТЗ 82

Карданный вал трактора МТЗ 82 состоит из вала и двух шарниров. Каждый шарнир оснащен двумя вилками и крестовиной с игольчатыми подшипниками. Центральная часть вала изготовлена из тонкостенной электросварной трубы. В оба конца трубы вмонтированы и приварены вилки.

Внешние вилки при помощи фланцев присоединены к соединительным фланцам шлицевых концов валов раздатки, промежуточной опоры и главной передачи. Фланцы соединены между собой при помощи специальных каленых гаек и болтов. В разъеме фланцев находятся уплотнительные прокладки, предотвращающие протекание смазки.

В отверстия вилок вставлены обоймы игольчатых подшипников, в которые входят цапфы крестовин. Каждый подшипник блокируется от осевых перемещений стопорным кольцом, устанавливаемый в канавку обоймы. Центрирование шарниров осуществляется крестовинами, которые центрируются упором своих цапф в днища обойм подшипников.

Смазка шарниров осуществляется через масленку, находящаяся в центре крестовины. Масло, наполнив все сообщающиеся сверления, поступает к иглам подшипников.

Карданный вал мтз 82

Схема устройства караднного вала трактора МТЗ 82: 1 — вилка; 2 — труба вала; 3 — обойма и игла подшипника; 4 — стопорное кольцо; 5 — корпус манжеты; 6 — манжета; 7 — шайба; 8 — масленка; 9 — крестовина; 10 — наружная вилка; 11 — прокладка; 12 — отражательная шайба; 13 — нажимной диск; 14 — ведомый диск; 15 — ведущий диск; 16 — подшипник; 17— распорная втулка; 18 — вал; 19 — скользящий фланец; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — корпус манжеты; 22 — манжета; 23 — шлицевая соединительная втулка; 24 — корпус промежуточной опоры; 25 — тарельчатая пружина; 26 — опорная шайба; 27 — соединительный фланец; 28 — гайка.

Для предотвращения попадания в подшипники пыли, грязи и воды, а также для удержания смазки, на цапфах крестовин имеются самоподжимные манжеты, установленные в штампованные корпуса, запрессованные в обоймы подшипников и блокируют осевые перемещения иголок подшипников. Манжеты запрессованы в корпус таким образом, чтобы они размещались на цапфах пружинными браслетами наружу. Это допускает перегонять смазку через уплотнительные кромки манжет под давлением, которое образуется во время шприцевания и обеспечивает удаление всего отработавшего масла на ряду с продуктами выработки и замену масла. Шайбы на цапфах крестовин, уплотняют торцевую часть манжет, создавая масляную ванну в пространстве между уплотнительной кромкой манжеты и шайбой.

Все карданные валы сбалансированы динамически на специальном станке. Для устранения дисбаланса в областях с меньшей массой, по краям вала привариваются металлические балансирные пластины. Перед балансировкой валы рихтуются для того, чтобы избежать биение трубы вала и оно не должно превышать 0,6 мм. Дисбаланс вызывает увеличенные вибрации и дополнительные нагрузки как на карданную передачу, так и на сопряженные детали трансмиссии.

Разрозненное вращение карданных валов также, как и дисбаланс, приводит к пульсирующим нагрузкам в трансмиссии и шарнирах. Для снижения неравномерности вращения, вилки приваривают к трубе таким образом, чтобы оси отверстий под подшипники в вилках размещались в общей плоскости.

Техническое обслуживание карданных валов трактора МТЗ 82

Неисправности карданных валов достаточно часто связаны с быстрым износом крестовин шарниров и игольчатых подшипников. В основном это связано с несвоевременной смазкой. Подшипники необходимо смазывать трансмиссионным маслом, ни ни как не солидолом, который обладает небольшой текучестью, плохо смазывает иглы подшипников, затвердевает и образует пробки в каналах крестовины.

Для смазки подшипников шарниров следует использовать отдельный шприц с насадкой. Смазку нагнетают качками шприца до тех пор, пока из всех манжет не появится масло. Для того, чтобы получить доступ к масленкам крестовины придется проворачивать карданные валы. Для этого необходимо поддомкратить одно или оба передних колеса и вращать валы от руки. Работа шарниров без масленок приведет к выходу из строя крестовины и подшипников.

Для нормальной работы карданной передачи необходимо качественно затягивать гайки соединительных фланцев на хвостовиках шлицевых валов раздатки, главной передачи и промежуточной опоры. Если соединительный фланец свободно перемещается от руки, значит, затяжка гайки ослабла. Для подтяжки гайки необходимо отъединить конец вала. Гайку главной передачи и на хвостовиках валов раздаточной коробки необходимо затянуть как можно сильнее и зашплинтовать.

Если гайка слабо затянута, то соединительный фланец перемещаясь на шлицах приведет к ускоренному их износу, подтеканию смазки и биению фланца, а также к повышенным вибрациям карданных валов.

Болты крепления промежуточной опоры к корзине сцепления, а также болты соединительных фланцев, всегда должны быть хорошо затянуты. Регулярно проверяйте данные крепежные соединения. Плохая затяжка болтов и гаек соединительных фланцев может вызвать разработку болтовых отверстий во фланцах, обрыву карданного вала и поломке болтов. Слабая затяжка болтов кронштейна промежуточной опоры также опасна и может привести к серьезным вибрациям кронштейна и карданных валов и, за пару часов эксплуатации может полностью вывести из строя карданную передачу.

При продолжительном использовании трактора МТЗ 82 для транспортировки грузов передний мост практически не используется, поэтому логично отъединить передний карданный вал от ведущей шестерни главной передачи и соединить его фланец со специальным устройством, чертеж которого смотрите ниже.

Поддерживающий кронштейн переднего карданного вала.

Данное приспособление представляет собой кронштейн, устанавливающийся на фланец крышки переднего моста при помощи двух болтов. Устройство несложно изготовить самостоятельно используя стальной лист толщиной 2-3 мм.

Порядок соединения переднего карданного вала с поддерживающим кронштейном такой:

1. отключите раздатку, установив рукоятку управления в нижнее положение;
2. отъедините фланец карданного вала от ведущей шестерни главной передачи и, прокручивая вал в обе стороны, удостоверьтесь, что раздаточная коробка отключена;
3. подсоедините карданный вал к кронштейну при помощи четырех болтов и гаек, снятые при отъединении.